Стратегия и тактика работы лицея по формированию и развитию УУД

Каждая ОО обязана создать комплекс условий для выполнения требований ФГОС. Два основных документа ОО определяют  пути достижения обозначенных в ФГОС результатов – это Программа развития (стратегия действий) и ООП (тактика) действий.

Цели программы:

3. Разработка инновационных моделей организации образовательной практики лицея в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО и создание целостной образовательной среды школы для перехода на ФГОС СОО.

Задачи программы:

  • моделирование образовательной системы школы, действующей на принципах выбора, создание условий для развития индивидуальности через широкое использование различных организационных форм и образовательного потенциала города
  • Оптимизация системы работы с персоналом для повышения эффективности педагогической деятельности и внедрения профессионального стандарта педагогической деятельности

Одним из важнейших результатов, зафиксированных в ФГОС является УУД информационная обработка текста. Почему важнейшим? Приведу доказательства.

Человек работает с информацией на протяжении всей жизни. Однако часто можно встретить ребенка, а порой даже взрослого, не умеющего работать с книгой, не понимающего прочитанного, не желающего искать дополнительную интересующую его информацию. Как правило, обилие информации вводит в заблуждение не только детей, но и взрослых.

Современная информационная грамотность является особым аспектом социальной жизни, необходимым в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Сегодня в любой профессиональной сфере востребован работник, который умеет работать с информацией различных видов на основе технологии проектирования. Под термином «информационная грамотность» будем понимать набор умений и навыков школьника, позволяющий ему находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться информацией. Период обучения в школе – особенно значимый для начала формирования информационной грамотности (культуры) личности. Школьный возраст является наиболее сензитивным периодом в восприятии нового: именно в это время развивающийся человек обретает способность сначала обдумывать, а затем делать.

Необходимость формирования умения работать с информацией отмечается в федеральном государственном образовательном стандарте.

В ООП лицея, разработанной на основе Примерных ОП рассматривается процесс формирования информационной грамотности как  одного из УУД. Согласно этому документу, совокупность умений работать с информацией формируется как в урочное время, так и во внеурочное. Сформированные умения применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и при работе над проектами, а именно: заданий с неполными исходными данными, требующих поиска дополнительных сведений в различных источниках; в которых ученик:

а) должен сделать самостоятельный вывод на основе сообщаемых сведений;

б) должен выполнить конспектирование каких-либо источников информации;

в) имеет дело с двумя или более способами организации информации;

г) должен представить какие-либо имеющиеся или полученные сведения в двух или более видах; предполагающих выполнение тех или иных самостоятельных действий с техникой для приема, передачи или обработки информации.

Федеральный государственный образовательный стандарт — это совокупность трех систем требований, для достижения которых в лицее созданы следующие управленческие условия.

  • нормативные — Устав ОУ, текущая документация, локальные акты лицея соответствуют требованиям законодательства, последние изменения коснулись Положение о сроках, порядке, периодичности текущей и промежуточной аттестации, в части оценивания работ учащихся на основе критериального подхода;
  • кадровые ресурсы — профессиональная компетентность каждого члена педагогического коллектива; Непрерывность профессионального развития педагогических работников, мониторинговые процедуры. (подробно в выступлении Бирюлиной Л.В.)
  • информационно-методические — образовательные программы ОУ, программы методической работы, планы работы ЛПО, методические материалы, доступ к информационным ресурсам Методические и информационные ресурсы размещены на платформе Гугл, любой учитель ,может смотреть материалы коллег, формировать отчетность ;

материально-технические –формирование и развитие ИКТ-образовательной среды, которая  включает три взаимосвязанных аспекта:

  • технологический (оснащение аппаратными, программными и образовательными ресурсами); 33 учебных кабинета, автоматизированные рабочие места в 15, интерактивные доски -17 , проекторы — 17; цифровая лаборатория 1 в начальной школе, 1 в основной, 2 компьютерных кабинета
  • организационный (целенаправленная организационная работа по обеспечению доступности средств ИКТ в образовательном процессе) ноутбуки в 5 учебных кабинетах, все имею передвижные тележки, что позволяет использовать данный ресурс не зависимо от места учебного кабинета
  • человеческий (ИКТ-компетентность всех участников образовательных отношений)проводим учебу для педагогов, родительские конференции
  • морально-этические — как единое понимание всеми участниками образовательных отношений, согласованность профессионально-нравственных позиций коллектива, норм общения и поведения участников социально-культурной деятельности; (кодекс педагога)
  • социально-демографические — актуальный уровень внутренних ресурсов учебного успеха обучающихся, воспитанников, особенности родительско-детской общности, конструктивные связи с учреждениями: социально-культурного типа, реализующими направления внеурочной и внешкольной деятельности;
  • финансовые 

На современном этапе можно говорить о том, что с проблемой технологического обеспечения информатизации мы частично справились. Однако, технологические ресурсы, которыми оснащается лицей, сами по себе не приводят к изменениям в в образовательной деятельности. Педагогический коллектив должен “переработать” эти ресурсы, превратить их в свой собственный педагогический ресурс. На сегодняшний день в урочной деятельности стали уже почти традиционными такие формы использования ИКТ как:

  • мультимедийное сопровождение уроков;
  • перевернутый класс
  • использование ресурсов медиатеки для организации самостоятельной работы обучающихся;
  • электронные лабораторные практикумы;
  • поисковая работа с использованием ресурсов сети Интернет.
  • использование различных видов Интернет-тренажеров.
  • Применение в работе лего-конструкторов и др.
  • Имеющиеся на сегодняшний день условия, анализ результатов работы лицея в различных направлениях, приоритеты ООП, в программе формирования УУД определили ведущую технологию, которая реализуется всеми учителями лицея – это технологию критического мышления. Цель данной образовательной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых нетолько в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализироватьразличные стороны явлений и др

Основа технологии — трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия, что соответствует требованиям к структуре урока по ФГОС. Технология представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания. Различные приемы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе представлена различными формами: «ключевые слова», работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала. На уроках мы работаем с двумя основными типами текстов — информационными (научными, публицистическими) и художественными. Приемы технологии, в основном, одинаково «работают» на обоих типах текстов. 

Представлю описание нескольких приемов, которые вы увидите сегодня на уроках и которые системно применяются педагогами

Ведущим приемом гроздья (кластеры). Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Грозди — графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть, расположены в определенном порядке. Этот прием применяется педагогами на стадии вызова или рефлексии.

ИНСЕРТ Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Прием «Выглядит, как… Звучит, как …»

Этот прием направлен на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова учащимся предлагается записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове, или в связи с данным понятием.

Прием «Концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали — различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.Итак поэтапное и системное использование технологии критического мышления на основе текста , способствует достижению всех требований зафиксированых в ООП, тактика действий.

Директор БМАОУ лицей №3 «Альянс» Н.В. Иовик

%d
Яндекс.Метрика