Организация методической работы по повышению профессиональных компетенций педагога

Бирюлина Л.В., заместитель директора

Главной целью любой ОО является слияние процессов обучения и воспитания в единый процесс развития личности школьника, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Следовательно, современный педагог должен формировать у ребёнка целостную систему универсальных учебных действий и личною ответственность обучающихся за результат образования, то есть формировать и развивать ключевые компетентности, зафиксированные в требованиях, предъявляемых к современному качеству образования.

При таком (компетентностном) подходе меняется роль учителя: он становится квалифицированным консультантом, облегчающим освоение систем поиска и постижения нового. Тем самым он становится организатором учебной деятельности. Успешность этого в основе своей зависит от эффективности педагогической деятельности в данном направлении. Осуществить это в полной мере может только педагог – мастер.

Педагогический коллектив БМАОУ лицея №3 «Альянс» насчитывает 43 педагога. Из них высшую квалификационную категорию имеют 13 педагогов, первую категорию – 24 педагогов, 4 педагога – молодые специалисты.

Педагогический коллектив разнороден по возрасту, педагогическому опыту, профессионализму. Поэтому в методической работе с учителем используется разноуровневый подход. Коллектив условно разделен на три группы педагогов, которые отличаются уровнем владения педагогическим мастерством.
В современных образовательных условиях необходимо организовать методическую работу, направленную на оказание реальной действенной помощи педагогам. Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующее в единое целое всю систему работы каждой образовательной организации, является методическая работа. В лицее созданы следующие управленческие условия:

Разработана и утверждена ООП, которая прошла экспертную оценку Управления по контролю и надзору, нарушений не выявлено

Приведены в соответствие рабочие программы педагогов

Разработаны и утверждены Локальные акты ОО в соотвествии со ст 30 ФЗ «Об образовании в РФ

Разработана программа методической работы в лицее

Планы работы Лицейских Профессиональных Объеденений

Планы работы малых творческих групп

План корпоративного обучения

План внутрилицейского контроля

  • Создана и реализуется программа повышения квалификации педагогических работников лицея.
  • Ведется системный мониторинг непрерывного образования педагогов, результативности деятельности каждого педагога, меаттестационного периода педагога
  • В соответствии с планом внутрилицейского контроля проводится анализ качества преподавания, ведения документации, выполнения плана работы ЛПО и малых творческих групп
  • Создана и реализуется программа аттестации педагогических работников лицея
  • Планируются и реализуются ежегодные мероприятия в рамках программы аттестации педагогических работников.

ФГОС начального общего образовании реализуется в нашем лицее уже 9 лет и педагоги прошли курсы повышения квалификации по теме внедрения и реализации ФГОС НОО в объеме 320 ч.но так как ФГОС претерпевает изменения и в части требования к структуре рабочей программы педагога, требований к результату, к технологическому обеспечению урока, нами запланирована и осуществляется курсовая подготовка педагогов начальной школы, которая позволяет каждому педагогу быть в курсе изменений законодательства и создавать необходимые условия для их реализации. Темы курсовой подготовки «Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО», «Психолого-педагогические аспекты развития мотивационной учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО» (ИРО, 72ч., 2018г.).В рамках внедрения и реализации ФГОС и перехода лицея на новые стандарты основного общего образования курсы «Современные технологии обучения в условиях введения ФГОС основного общего образования» с использованием дистанционных образовательных технологий (Екатеринбург, ИРО, 2017 г. в объеме 102 ч) результатом которых стало овладение педагогами навыками проектировочной деятельности. Курсовая подготовка «Организация процесса обучения в условиях реализации ФГОС среднего общего образования» (АНО ДПО «Образовательный центр Каменный город», в объеме 72 ч.2018г.), которую прошли на данный момент 10 педагогов, обеспечивает готовность педагога при внедрении ФГОС СОО. Работа в данном направлении будет продолжена.

Одним из требований Профессионального стандарта педагога — является требование к инфомационой культуре педагога. В данном направлении для педагогов лицея организовано корпоративное обучение по теме: «Работа с электронным журналом», «Основы работы с цифровой лабораторий», Работа с документами на платформе «Гугл для образования». В организации ведется внутренний электронный документооборот.

Лицей активно использует внешние ресурсы сотрудничая с ЦГБ (в естественнонаучном классе ведется курс медицины), корпоративное обучение осуществляется в том числе и за счет сотрудничества с издательством «Просвещение», «Инфоурок», ИРО, Гимназией №47 г. Екатеринбург и др.

Преимущества обучения внутри коллектива как формы методической работы связаны с широким спектром проблем, которые возникают в ходе деятельности лицея. Кроме того, обучение внутри лицея подразумевает не только обучение в форме занятий, но и консультационную работу с отдельными педагогами или группой учителей и разработку учителями решений методических вопросов. Именно неформальный характер взаимодействия между педагогами позволяет получать консультации и собираться “по интересам” в любое удобное время, не отягощая жизнь школы излишним временным структурированием, кроме этого обучается весь коллектив в одном направлении, что позволяет вводит в практику работы новые формы взаимодействия с обучающимися не отдельным педагогам, а всему педагогическому коллективу, системно-деятельностный подход. С 2017 года педагогический коллектив определил тему корпоративного обучения «Техники системно-деятельностного подхода», после первого практического семинара, простроили план и темы обучения. Два семинара были посвящены Сингапурским практикам, которые построены на основе технологии критического мышления при работе с текстом, с марта 2018 года эти техники вошли в практику работы педагогов лицея. В ноябре весь педагогический коллектив разрабатывает критерии дли оценки различного вида работ обучающихся, разработано критериальное оценивание кластера, лабораторной работы, сочинения, работа с географической картой

В лицее действует методическая служба Цель которой:

Развивать профессиональные компетенции педагогов лицея, своевременно определять профессиональные затруднения и оказывать методическую помощь в их устранении

Задачи методической службы:

осуществлять непрерывное повышение профессиональной компетенции, содействовать росту педагогического мастерства и развитию творческого потенциала учителя, направленного на оптимальное формирование и развитие личности обучающегося, его самоопределение и самореализацию;

инициировать поиск новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательной деятельности, освоение инновационных технологий обучения;

Содержание методической работы

  • Опытно-экспериментальные исследования по различным вопросам учебной и воспитательной работы.
  • Координация разработки учебных планов и программ, их согласование по смежным и взаимообеспечивающим дисциплинам.
  • Анализ и коррекция подготовки учащихся по результатам текущей успеваемости, зачетов и экзаменов, контрольных посещений занятий.
  • Организация теоретических и научно-практических семинаров по вопросам педагогики и психологии, новым достижениям в науке по проблемам обучения и воспитания обучающихся, методики проведения отдельных видов занятий.
  • Выявление, обобщение и распространение положительного опыта учебной, воспитательной и методической работы отдельных педагогов и методических объединений учителей.
  • Изучение и внедрение в образовательную деятельность положительного опыта методической работы других образовательных организаций
  • Создание для педагогов образовательной среды, в которой они смогли бы получить необходимый опыт личностно ориентированного обучения

Методическая служба лицея имеет разветвленную структуру, которая есть у вас в буклете:

Изображение

Основой методической службы лицея является Педагогический совет.

Основные направления деятельности педагогического совета.

  • Обеспечение методического сопровождения учебных программ, разработка учебных, научно-методических материалов
  • Формирование и развитие творческого потенциала личности учителя. Анализ профессиональной активности педагогов лицея.
  • Создание условий для самообразования учителей. Деятельность учителей в рамках работы над методической темой.
  • Организация систематического обмена опытом учителей – предметников через систему «открытых уроков», мастер — классов, взаимопосещений уроков.
  • Организация работы по профессиональному становлению молодых учителей через деятельность Школы молодого учителя и развитие системы наставничества.

В качестве одной из ведущих организационных форм непрерывного профессионального развития педагога является — Всесторонняя оценка результатов профессиональной деятельности педагога – проще говоря, аттестация учителя. Межаттестационный период педагога требует методического сопровождения профессионального развития педагога цель и задачи которого в следующем:

  • Проанализировать динамику профессиональной компетентности педагога
  • Выявить проблемы и приоритетные направления совершенствования профессиональной компетентности педагога в процессе его аттестации.
  • Проанализировать взаимосвязь процесса аттестации и развития профессиональной компетентности педагога.

Для этого в администрацией лицея разработан комплекс мероприятий: это посещение уроков администрацией лицея и взаимопосещение уроков педагогами. Ежемесячно все члены административного состава посещают не менее 9 уроков в месяц, что дает возможность корректировать работу учителя, а так же ставить проблемные задачи перед руководителями ЛПО с целью их решения, оказывать своевременную методическую помощь, проводить системный анализ межаттестационного периода не по формальным показателям. За каждым аттестующим педагогом также закрепляется наставник из числа педагогов условно относящихся к первой группе. Темы педагогических проектов учителей как результат деятельности межаттестационного периода показывает, что учителя нашего лицея системно работают по проблемам формирования и развития УУД при работе с текстом. темы проектов: «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы»,»Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе», «Обогащение и активизация словаря младших школьников», «Организация исследовательской деятельности на уроках математики», «Географическое краеведение» «Развитие критического мышления»

В лицее работает «Школа наставничества» которая, позволяет решать одну из важнейших задач администрации лицея — организации профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной среде. В нашем лицее сегодня наставников 3, из числа высококвалифицированных и опытных педагогов, которые прежде всего обращают внимание молодых специалистов на:

  • на требования к организации учебной деятельности;
  • требования к ведению лицейской документации;
  • формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;
  • инструктирование по правилам пользования техническими средствами обучения, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности;
  • механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.

Обеспечивают поддержку молодых педагогов в области:

  • практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);
  • разработки программы собственного профессионального роста;
  • выбора приоритетной методической темы для самообразования;
  • подготовки к первичному повышению квалификации;
  • освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;

Администрация лицея совместно с председателями лицейских профессиональных объединений, учителем наставником, выстраивают систему работы с молодыми специалистами, учитывая различные траектории профессионального роста молодого педагога (специализация, дополнительная специальность, должностной рост)

Формы научно-методической работы

Формы научно-методической работы разнообразны и соответствуют содержанию работы, профессиональными возможностями, образовательными потребностями и интересами учителей. Их объединяем в шесть блоков:

Первая группа педагоговВторая группа педагоговТретья группа педагогов
Обладают высокими педагогическими способностями. Главные проводники новых технологий, Педагоги объединены в мастер-класс. Итог работы – печатный материал, разнообразные дидактические материалыГруппа совершенствования педагогического мастерства. Для них организуются различные семинары по возникающим проблемамГруппа становления педагогического мастерства. Ее составляют молодые учителя. Для помощи молодым учителям организована школа молодого учителя, закреплены наставники

Таким образом выстроенная методическая работа позволяет, на наш взгляд, системно помогать педагогам повышать профессиональные компетенции и преодолевать педагогические затруднения, а как следствие, повышать качество образования в лицее.

14.11.2018г.

БлокФормы
12
Поисковая работа и научные исследования педагоговУчастие в работе экспериментальных площадок, участие в научно-практических конференциях, семинарах, вебинарах, написание статей в тематические сборники, профессиональные журналы
Руководство поисковой работой обучающихсяРуководство творческими проблемными группами, секцией научного общества учащихся, рефератами; участие в организации научно-практической конференции учащихся, обработка материалов экспериментальной работы учеников, проведение консультаций учащихся, руководство работой одаренных учеников по индивидуальным планам
Разработка методической документацииРабота по составлению рабочих программ педагога, методических рекомендаций по организации и управлению образовательным процессом, научно-методической работой; разработка контрольно-измерительных материалов для конкурсных испытаний, зачетных недель, весенних сессий, анкет, различных положений (о смотрах, конкурсах, выставках и т. п. ), методик диагностики учащихся
Подготовка учебных аудио- и видеозаписейПодготовка аудио- и видеозаписей уроков, внеклассных мероприятий
Повышение квалификации учителейСтажировки, круглые столы, индивидуальные консультации, авторские семинары, открытые уроки, взаимопосещения, работа с научно-методической литературой, наставничество, участие в конкурсах профессионального мастерства “Учитель года”, “Самый “классный” классный руководитель” и т. д.
Обобщение и распространение инновационного педагогического опытаРабота в творческой группе по сбору материалов с целью изучения инновационного опыта, систематизация и обобщение материалов творчески работающего учителя или собственного опыта инновационной деятельности, оформление результатов исследования (доклад, статья, наглядный материал), презентация, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс, мастер-классы, педагогические мастерские, выступления на педсоветах, выездные семинары, педагогические лектории, встречи с творчески работающими 
%d
Яндекс.Метрика