Система внеурочной деятельности, направленная на формирование и развитие УУД

Содержание образования, а также его цели, задачи и планируемые результаты определяются основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и с учётом примерной основной образовательной программы (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказами Минобрауки России от 6 октября 2009 г. № 373, от 17 декабря 2010 г № 1897, от 17 мая 2012 г. № 413 утверждены ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования, разработанные в соответствии с требованиями части 9 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ, внесены в реестр примерных основных образовательных программ.

Основная образовательная программа общеобразовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, в редакции Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85,, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 № 72).

Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью образовательной деятельности и организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, так же, как и деятельность учащихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но при этом реализуется в формах отличных от урочных.

Объём внеурочной деятельности в лицее соответствует требованиям законодательства.

В лицее созданы нормативные, организационные, методические условия организации внеурочной деятельности:

Разработаны и реализуются:

— Положение о внеурочной деятельности,

— План внеурочной деятельности на 2018-2019 учебный год,

— Рабочие программы внеурочной деятельности,

— Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы: Футбольная секция, Баскетбольная секция, Лыжная секция, Лицейское научное общество,

— Планы воспитательной деятельности классных руководителей,

— Программа воспитания и социализации обучающихся на 20128-

2019 учебный год,

— Концепция духовно-нравственного воспитания обучающихся до 2019 года,

— воспитательные подпрограммы: «Экспедиция к успеху» (программа работы с одарёнными детьми), «Мы выбираем жизнь» (направленная на профилактику психоактивных веществ), «Лицей – территория здорового образа жизни» (направленная на формирование ценностного отношения к здоровью, навыков здорового образа жизни), «Я — патриот» (направленная на воспитание гражданственности, патриотизма), «Лицей – территория волонтёров» (направленная на создание и развитие волонтёрского движения, воспитание активной социальной позиции), «Лицей – территория творчества» (направленная на развитие и реализацию творческих способностей, формирование эстетического отношения к окружающему миру), «Экологический патруль» (направленная на формирование экологически целесообразного мировоззрения), «Лидер» (направленная на развитие системы ученического самоуправления), «Школа толерантности» (направленная на воспитание толерантности, как одного из базовых элементов культуры современного человека), Программа краеведческого просвещения (городские и лицейские мероприятия, экскурсии, целью которых является развитие интереса к изучению истории родного края, воспитание патриотизма), Программа профориентации

— планы Месячников пропаганды здорового образа жизни, Месячника безопасности, Месячника, приуроченного к Дню матери,

— планы деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, деятельности по формированию навыков противопожарного поведения, план деятельности отряда юных инспекторов движения, план деятельности лицейской Службы примирения.

Созданы организационные, методические, материально-технические условия для активного включения обучающихся лицея в образовательные мероприятия всероссийского, регионального, муниципального уровней: Всероссийский конкурс сочинений, всероссийский Урок письма, всероссийский конкурс детских творческих работ «Если бы я был президентом», всероссийская акция «День Земли», всероссийская акция «Дерево памяти», всероссийский конкурс исследовательских работ «Победитель», всероссийская литературная олимпиада «Наше наследие», межрегиональный слёт волонтёров, областной конкурс «Юные исследователи природы», областной экологический форум, областной экологический марафон, областной конкурс «Юные аграрии», областной конкурс исследовательских работ «Первые шаги в науку», областной социально-педагогический проект «Будь здоров!», областной конкурс «Урок самоуправления», областной конкурс «Азбука экономики», муниципальная научно-практическая конференция для обучающихся 5-11 классов, муниципальная научно-практическая конференция для обучающихся начальных классов «Мы и мир больших проблем», муниципальный конкурс «Юный эрудит», муниципальный конкурс «ЭКОколобок», муниципальный Конкурс весёлых и находчивых», муниципальный проект «Школа лидера», муниципальный молодёжный проект предпринимательства «Школа бизнеса», муниципальный проект «Между нами, девочками», муниципальный Слёт волонтёров», муниципальный Совет старшеклассников, городской Смотр строя и песни, городской фестиваль творчества юных «Музы и дети», городские спортивные соревнования в рамках спартакиады школьников.

Важным ресурсом внеурочной деятельности является система традиционных лицейских образовательных событий, которые позволяют обучающимся презентовать результаты деятельности всем участникам образовательных отношений, в этих мероприятиях личностные результаты оценивпаются педагогами, родителями, социальными партнерами:

— акция «Добро пожаловать в лицей, организуемая обучающимися 11 классов для первоклассников (Праздник первого звонка, Весёлая экскурсия, Посвящение в первоклассники и другие)

— День самоуправления старшеклассников

День лицея

— Посвящение в лицеисты

— Лицейский подиум

— лицейский фестиваль «Юные интеллектуалы» (лицейский этап Всероссийской олимпиады школьников, Неделя науки, Предметные недели, лицейский этап муниципальной научно-практической конференции, конкурс «Ученик года»)

— круглый стол для обучающихся 10 классов «Мой новый статус»

— «Новогодний подарок» (представление для учащихся начальных классов силами педагогов и обучающихся)

— Демидовский (краеведческий) турнир

— лицейская литературная гостиная

— лицейская театральная гостиная

— директорский приём мам

— директорский приём пап

— директорский приём успешных лицеистов

— лицейский фестиваль «Профессиональный калейдоскоп»

— благотворительные акции:

  • ярмарка «Мастерим сердцем» (изготовление и распродажа продуктов детского творчества, передача собранных средств человеку, нуждающемуся в помощи
  • «Монетка для спасения жизни человека» (сбор средств для березовчан, нуждающихся в помощи)
  • «Поможем животным вместе» (сбор средств, а также средств гигиены и продуктов питания для животных, находящихся на передержке в фонда «ЗООЗАЩИТА»
  • «Мы вместе» (сбор средств и предметов личной гигиены для воспитанников филиала Екатеринбургского детского дома-интерната для умственно отсталых детей» в г.Березовском

— Открытая детская конференция «Здравица», направленная на поиск и формирование практик здорового образа жизни

— лицейский фестиваль детского творчества «Дед Мороз ищет таланты»

— открытый вокальный конкурс «Битва хоров»

— соревнования по стрельбе из пневматической винтовки памяти Льва Ильича Зайцева

— Смотр строя и песни

— военизированная игра на местности «Зарница»

— праздник «Широкая масленица»

— открытый театрализованный праздник «Верните память», посвящённый Дню Победы

На основании мнения педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей в БМАОУ лицее №3 «Альянс» реализуется оптимизационная модель плана внеурочной деятельности.

Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование у школьников российской гражданской идентичности и таких компетенций, как:

  • компетенции конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
  • социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний социальных ролях человека;
  • компетенции в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности.

Организация жизни ученических сообществ может происходить:

  • в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общелицейской внеурочной деятельности через приобщение обучающихся к общественной деятельности и лицейским традициям в сфере ученического самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях, созданных в лицее и за его пределами;
  • через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в благоустройстве лицея, класса, города, в ходе партнерства с общественными организациями и объединениями.

Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребёнком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счёт расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости её организации.

Образовательная организация в установленном ею порядке может осуществлять зачёт результатов освоения обучающимися образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в организациях дополнительного образования.

Для мониторинга и учёта образовательных результатов внеурочной деятельности образовательная организация использует психолого-педагогический инструментарий, а также такую форму учёта, как портфолио личных достижений.

Портфолио представляет собой процедуру оценки динамики учебной, творческой, социальной активности учащегося, направленности, широты или избирательности интересов, выраженности проявлений инициативы, а также уровня высших достижений, демонстрируемых данным учащимся. В портфолио включаются как работы учащегося (в том числе – фотографии, видеоматериалы и т.п.), так и отзывы на эти работы (например, наградные листы, дипломы, сертификаты участия, рецензии и проч.). Отбор работ и отзывов для портфолио ведется самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфолио без согласия обучающегося не допускается. Портфолио в части подборки документов формируется в бумажном и (или) электронном виде в течение всех лет обучения на уровне основного общего образования. Результаты, представленные в портфолио, используются при выработке рекомендаций по выбору индивидуальной образовательной траектории на уровне среднего общего образования и могут отражаться в характеристике.

Как инструмент оценки личностных достижений обучающихся в лицее используются формы:

  • научно-практической конференции, где обучающиеся открыто защищают проект,
  • лицейский подиум, где обучающиеся презентуют наиболее значимые для них достижения,
  • конкурс «Ученик года».

В этом учебном году будет использована новая форма — общественный форум «Признание», в рамках которого будут номинированы обучающиеся, предъявившие в течение учебного года высокий уровень сформированности той или иной личностной компетенции.

При организации внеурочной деятельности обучающиеся используют право выбора вида и формы деятельности, в сотрудничестве с учителем или самостоятельно определяют содержание деятельности, ставят цель, прогнозируют результат, определяют круг задач, которые необходимо решить для достижения цели, а также определяют спектр ресурсов, использование которых необходимо в работе.

Обучающиеся выступают в разных социальных и игровых ролях, что позволяет им познакомиться со спецификой разных видов деятельности, освоить различные деятельностные алгоритмы. Обучающиеся формируют навыки взаимодействия с разными субъектами деятельности, работы индивидуально, парами, в группе, определяют зону своих интересов, оценивают свои особенности и возможности, вычленяют собственные личностные и деятельностные проблемы, находят способы решения этих проблем.

Взаимодействие с партнёрами предполагает выстраивание активных коммуникаций, способствует формированию навыков группового и коллективного целеполагания, планирования, вычленения рисков, определения условий, повышающих эффективность деятельности, и наиболее рациональных способов реализации плана.

Внеурочная деятельность способствует появлению следующих образовательных эффектов:

личностных – формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности юных лицеистов; становление их социокультурной (страновой, этнической, поло-ролевой) идентичности, овладение социально полезными видами деятельности;

социальных – распространение социальных норм доверия и уважения друг к другу представителей различных поколений, социальных групп, религиозных и национальных культур, повышение социальной мобильности личности; рост конкурентоспособности личности, общества и государства.

Исходя из этого, наиболее общим критерием оценки качества внеурочной деятельности следует считать динамику их личностного роста обучающихся, в частности:

— динамику усвоения обучающимися основных социальных норм;

— динамику развития позитивного отношения обучающихся к базовым общественным ценностям (Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура);

— динамику накопления обучающимися опыта самостоятельного социально значимого действия.

— оответствие созданному в ОО «Образу выпускника»:

  • выпускник – носитель определённой суммы компетенций:

— готов видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, нести социальную ответственность, ориентирован на общечеловеческие, нравственные ценности, свободу, честь, совесть, гармонию индивидуального и социального, трудолюбие, доброту, милосердие;

— осведомлен об особенностях национальной и общечеловеческой

культуры;

— готов к самостоятельной познавательной деятельности;

— готов самостоятельно работать с информацией различных

источников;

— владеет способами взаимодействия с окружающими и удаленными

людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе,

владение различными специальными ролями в коллективе;

— владеет знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности;

— готов осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное

саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

  • выпускник — личность, имеющая концепцию собственного «Я», подготовленная к свободному самоопределению, обладающая коммуникативными способностями и следующая правилам этики взаимоотношений, интеллигентная, имеющая высокий уровень культуры;
  • выпускник — человек, который с большой долей вероятности будет востребован обществом.
%d
Яндекс.Метрика