Бирюлина Л.В., заместитель директора
Главной целью любой ОО является слияние процессов обучения и воспитания в единый процесс развития личности школьника, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Следовательно, современный педагог должен формировать у ребёнка целостную систему универсальных учебных действий и личною ответственность обучающихся за результат образования, то есть формировать и развивать ключевые компетентности, зафиксированные в требованиях, предъявляемых к современному качеству образования.
При таком (компетентностном) подходе меняется роль учителя: он становится квалифицированным консультантом, облегчающим освоение систем поиска и постижения нового. Тем самым он становится организатором учебной деятельности. Успешность этого в основе своей зависит от эффективности педагогической деятельности в данном направлении. Осуществить это в полной мере может только педагог – мастер.
Педагогический коллектив БМАОУ лицея №3 «Альянс» насчитывает 43 педагога. Из них высшую квалификационную категорию имеют 13 педагогов, первую категорию – 24 педагогов, 4 педагога – молодые специалисты.
Педагогический коллектив разнороден по возрасту, педагогическому опыту, профессионализму. Поэтому в методической работе с учителем используется разноуровневый подход. Коллектив условно разделен на три группы педагогов, которые отличаются уровнем владения педагогическим мастерством.
В современных образовательных условиях необходимо организовать методическую работу, направленную на оказание реальной действенной помощи педагогам. Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующее в единое целое всю систему работы каждой образовательной организации, является методическая работа. В лицее созданы следующие управленческие условия:
Разработана и утверждена ООП, которая прошла экспертную оценку Управления по контролю и надзору, нарушений не выявлено
Приведены в соответствие рабочие программы педагогов
Разработаны и утверждены Локальные акты ОО в соотвествии со ст 30 ФЗ «Об образовании в РФ
Разработана программа методической работы в лицее
Планы работы Лицейских Профессиональных Объеденений
Планы работы малых творческих групп
План корпоративного обучения
План внутрилицейского контроля
- Создана и реализуется программа повышения квалификации педагогических работников лицея.
- Ведется системный мониторинг непрерывного образования педагогов, результативности деятельности каждого педагога, меаттестационного периода педагога
- В соответствии с планом внутрилицейского контроля проводится анализ качества преподавания, ведения документации, выполнения плана работы ЛПО и малых творческих групп
- Создана и реализуется программа аттестации педагогических работников лицея
- Планируются и реализуются ежегодные мероприятия в рамках программы аттестации педагогических работников.
ФГОС начального общего образовании реализуется в нашем лицее уже 9 лет и педагоги прошли курсы повышения квалификации по теме внедрения и реализации ФГОС НОО в объеме 320 ч.но так как ФГОС претерпевает изменения и в части требования к структуре рабочей программы педагога, требований к результату, к технологическому обеспечению урока, нами запланирована и осуществляется курсовая подготовка педагогов начальной школы, которая позволяет каждому педагогу быть в курсе изменений законодательства и создавать необходимые условия для их реализации. Темы курсовой подготовки «Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО», «Психолого-педагогические аспекты развития мотивационной учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО» (ИРО, 72ч., 2018г.).В рамках внедрения и реализации ФГОС и перехода лицея на новые стандарты основного общего образования курсы «Современные технологии обучения в условиях введения ФГОС основного общего образования» с использованием дистанционных образовательных технологий (Екатеринбург, ИРО, 2017 г. в объеме 102 ч) результатом которых стало овладение педагогами навыками проектировочной деятельности. Курсовая подготовка «Организация процесса обучения в условиях реализации ФГОС среднего общего образования» (АНО ДПО «Образовательный центр Каменный город», в объеме 72 ч.2018г.), которую прошли на данный момент 10 педагогов, обеспечивает готовность педагога при внедрении ФГОС СОО. Работа в данном направлении будет продолжена.
Одним из требований Профессионального стандарта педагога — является требование к инфомационой культуре педагога. В данном направлении для педагогов лицея организовано корпоративное обучение по теме: «Работа с электронным журналом», «Основы работы с цифровой лабораторий», Работа с документами на платформе «Гугл для образования». В организации ведется внутренний электронный документооборот.
Лицей активно использует внешние ресурсы сотрудничая с ЦГБ (в естественнонаучном классе ведется курс медицины), корпоративное обучение осуществляется в том числе и за счет сотрудничества с издательством «Просвещение», «Инфоурок», ИРО, Гимназией №47 г. Екатеринбург и др.
Преимущества обучения внутри коллектива как формы методической работы связаны с широким спектром проблем, которые возникают в ходе деятельности лицея. Кроме того, обучение внутри лицея подразумевает не только обучение в форме занятий, но и консультационную работу с отдельными педагогами или группой учителей и разработку учителями решений методических вопросов. Именно неформальный характер взаимодействия между педагогами позволяет получать консультации и собираться “по интересам” в любое удобное время, не отягощая жизнь школы излишним временным структурированием, кроме этого обучается весь коллектив в одном направлении, что позволяет вводит в практику работы новые формы взаимодействия с обучающимися не отдельным педагогам, а всему педагогическому коллективу, системно-деятельностный подход. С 2017 года педагогический коллектив определил тему корпоративного обучения «Техники системно-деятельностного подхода», после первого практического семинара, простроили план и темы обучения. Два семинара были посвящены Сингапурским практикам, которые построены на основе технологии критического мышления при работе с текстом, с марта 2018 года эти техники вошли в практику работы педагогов лицея. В ноябре весь педагогический коллектив разрабатывает критерии дли оценки различного вида работ обучающихся, разработано критериальное оценивание кластера, лабораторной работы, сочинения, работа с географической картой
В лицее действует методическая служба Цель которой:
Развивать профессиональные компетенции педагогов лицея, своевременно определять профессиональные затруднения и оказывать методическую помощь в их устранении
Задачи методической службы:
осуществлять непрерывное повышение профессиональной компетенции, содействовать росту педагогического мастерства и развитию творческого потенциала учителя, направленного на оптимальное формирование и развитие личности обучающегося, его самоопределение и самореализацию;
инициировать поиск новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательной деятельности, освоение инновационных технологий обучения;
Содержание методической работы
- Опытно-экспериментальные исследования по различным вопросам учебной и воспитательной работы.
- Координация разработки учебных планов и программ, их согласование по смежным и взаимообеспечивающим дисциплинам.
- Анализ и коррекция подготовки учащихся по результатам текущей успеваемости, зачетов и экзаменов, контрольных посещений занятий.
- Организация теоретических и научно-практических семинаров по вопросам педагогики и психологии, новым достижениям в науке по проблемам обучения и воспитания обучающихся, методики проведения отдельных видов занятий.
- Выявление, обобщение и распространение положительного опыта учебной, воспитательной и методической работы отдельных педагогов и методических объединений учителей.
- Изучение и внедрение в образовательную деятельность положительного опыта методической работы других образовательных организаций
- Создание для педагогов образовательной среды, в которой они смогли бы получить необходимый опыт личностно ориентированного обучения
Методическая служба лицея имеет разветвленную структуру, которая есть у вас в буклете:
Основой методической службы лицея является Педагогический совет.
Основные направления деятельности педагогического совета.
- Обеспечение методического сопровождения учебных программ, разработка учебных, научно-методических материалов
- Формирование и развитие творческого потенциала личности учителя. Анализ профессиональной активности педагогов лицея.
- Создание условий для самообразования учителей. Деятельность учителей в рамках работы над методической темой.
- Организация систематического обмена опытом учителей – предметников через систему «открытых уроков», мастер — классов, взаимопосещений уроков.
- Организация работы по профессиональному становлению молодых учителей через деятельность Школы молодого учителя и развитие системы наставничества.
В качестве одной из ведущих организационных форм непрерывного профессионального развития педагога является — Всесторонняя оценка результатов профессиональной деятельности педагога – проще говоря, аттестация учителя. Межаттестационный период педагога требует методического сопровождения профессионального развития педагога цель и задачи которого в следующем:
- Проанализировать динамику профессиональной компетентности педагога
- Выявить проблемы и приоритетные направления совершенствования профессиональной компетентности педагога в процессе его аттестации.
- Проанализировать взаимосвязь процесса аттестации и развития профессиональной компетентности педагога.
Для этого в администрацией лицея разработан комплекс мероприятий: это посещение уроков администрацией лицея и взаимопосещение уроков педагогами. Ежемесячно все члены административного состава посещают не менее 9 уроков в месяц, что дает возможность корректировать работу учителя, а так же ставить проблемные задачи перед руководителями ЛПО с целью их решения, оказывать своевременную методическую помощь, проводить системный анализ межаттестационного периода не по формальным показателям. За каждым аттестующим педагогом также закрепляется наставник из числа педагогов условно относящихся к первой группе. Темы педагогических проектов учителей как результат деятельности межаттестационного периода показывает, что учителя нашего лицея системно работают по проблемам формирования и развития УУД при работе с текстом. темы проектов: «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы»,»Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе», «Обогащение и активизация словаря младших школьников», «Организация исследовательской деятельности на уроках математики», «Географическое краеведение» «Развитие критического мышления»
В лицее работает «Школа наставничества» которая, позволяет решать одну из важнейших задач администрации лицея — организации профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной среде. В нашем лицее сегодня наставников 3, из числа высококвалифицированных и опытных педагогов, которые прежде всего обращают внимание молодых специалистов на:
- на требования к организации учебной деятельности;
- требования к ведению лицейской документации;
- формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;
- инструктирование по правилам пользования техническими средствами обучения, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности;
- механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.
Обеспечивают поддержку молодых педагогов в области:
- практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);
- разработки программы собственного профессионального роста;
- выбора приоритетной методической темы для самообразования;
- подготовки к первичному повышению квалификации;
- освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;
Администрация лицея совместно с председателями лицейских профессиональных объединений, учителем наставником, выстраивают систему работы с молодыми специалистами, учитывая различные траектории профессионального роста молодого педагога (специализация, дополнительная специальность, должностной рост)
Формы научно-методической работы
Формы научно-методической работы разнообразны и соответствуют содержанию работы, профессиональными возможностями, образовательными потребностями и интересами учителей. Их объединяем в шесть блоков:
Первая группа педагогов | Вторая группа педагогов | Третья группа педагогов |
Обладают высокими педагогическими способностями. Главные проводники новых технологий, Педагоги объединены в мастер-класс. Итог работы – печатный материал, разнообразные дидактические материалы | Группа совершенствования педагогического мастерства. Для них организуются различные семинары по возникающим проблемам | Группа становления педагогического мастерства. Ее составляют молодые учителя. Для помощи молодым учителям организована школа молодого учителя, закреплены наставники |
Таким образом выстроенная методическая работа позволяет, на наш взгляд, системно помогать педагогам повышать профессиональные компетенции и преодолевать педагогические затруднения, а как следствие, повышать качество образования в лицее.
14.11.2018г.
Блок | Формы |
1 | 2 |
Поисковая работа и научные исследования педагогов | Участие в работе экспериментальных площадок, участие в научно-практических конференциях, семинарах, вебинарах, написание статей в тематические сборники, профессиональные журналы |
Руководство поисковой работой обучающихся | Руководство творческими проблемными группами, секцией научного общества учащихся, рефератами; участие в организации научно-практической конференции учащихся, обработка материалов экспериментальной работы учеников, проведение консультаций учащихся, руководство работой одаренных учеников по индивидуальным планам |
Разработка методической документации | Работа по составлению рабочих программ педагога, методических рекомендаций по организации и управлению образовательным процессом, научно-методической работой; разработка контрольно-измерительных материалов для конкурсных испытаний, зачетных недель, весенних сессий, анкет, различных положений (о смотрах, конкурсах, выставках и т. п. ), методик диагностики учащихся |
Подготовка учебных аудио- и видеозаписей | Подготовка аудио- и видеозаписей уроков, внеклассных мероприятий |
Повышение квалификации учителей | Стажировки, круглые столы, индивидуальные консультации, авторские семинары, открытые уроки, взаимопосещения, работа с научно-методической литературой, наставничество, участие в конкурсах профессионального мастерства “Учитель года”, “Самый “классный” классный руководитель” и т. д. |
Обобщение и распространение инновационного педагогического опыта | Работа в творческой группе по сбору материалов с целью изучения инновационного опыта, систематизация и обобщение материалов творчески работающего учителя или собственного опыта инновационной деятельности, оформление результатов исследования (доклад, статья, наглядный материал), презентация, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс, мастер-классы, педагогические мастерские, выступления на педсоветах, выездные семинары, педагогические лектории, встречи с творчески работающими |